eng
 
InRock
8/10

Музыкальные фантазии группы Восточный синдром из Магадана записывались по большей части в 1987-88 годах. Затем пошли промо-релизы, сборники разной степени репрезентативности и постепенное угасание одного из самых ярких и продвинутых составов в истории российского психоделического рока. «Геометрией» уже изданы два диска «Синдрома» – «Студия-13» (1987/2009) и «С ключами на носу» (1988/2014), они же опубликованы и в США лейблом Trail Records. Теперь вышла запись, бывшая до сих пор легендой.
Музыка группы описывается как психоделический фантазийный нью-вэйв а-ля Talking Heads и King Crimson. Мы не сравниваем магаданцев с ними, но говорим о колебаниях параллельных миров, совпадении дыханий, попадание в ритмы жизни и эпохи.
Отдельно – про впервые изданные вещи. Нововолновый боевик «Космонавт» идёт первым в трек-листе. Далее заметны размышление «Сейсмо», инструментальная пьеса «Перископ» с отзвуками ориентальности, сёрфа и софт-рока, с голосом, соревнующимся в фиоритурах с саксофоном. Ещё есть фантасмагорическое «Шествие брызгунцов» с запоминающимся навсегда призывом «…стань зрачком одноглазым…» Не пропустим известный хит «Кельт» с фри-саксофоном и нововолновыми гитарами Александра Пономарёва – одного из ныне здравствующих участников группы. Потенциал Александра демонстрирует, на каком уровне существовала отечественная рок-цивилизация в то время. Список дальнейших коллабораций музыканта – Аквариум, Алиса, Сплин, Би-2, Сети.
На этот раз мы особо порекомендуем ознакомиться с бонусами. На DVD есть видео с фестиваля «Сырок’89» (Москва). Это – жизнь, это – «лайв». Хороший звук, на котором бас радует даже больше, чем на альбоме. Съёмка из питерского ДКЖ несколько похуже, но группу представляет и нюансы показывает. Восемь номеров, зафиксированные на киевском фесте «Полный Гудбай-2», неидеальны по части сохранности изображения, однако звук – на высоте. Музыканты охотно импровизируют, пример – отдельный трек «Импровизация» – фри-рок-фантазия с безумствующим саксофоном.
Есть бонусы и на CD-диске. Песня «Саксофон» перекликается с мрачным синти-поп-хитом Биоконструктора «Саксофон на снегу». В «Гетто над Влтавой» присутствуют герои «Голема» – Амадеус Ляпондер и Анастасиус Пернат. Вряд ли кто-то в нашей рок-культуре стоял так близко к миру Майринка, как магаданцы. Далее идёт с трудом поддавшаяся изданию и потребовавшая дополнительных усилий реставраторов «Джига Вамп». Тут же таится внезапный и тихий апофеоз — расширенная версия песни «Вода», изысканной, с авангардными вставками, возможно, лучшей на альбоме.
В том, что главное рок-чудо того времени прибыло из Магадана, есть много справедливости – рок тогда широкими шагами шёл на восток. «Синдром» выражал тенденцию, в которой находились многие актуальные проекты, появившиеся тогда и не пережившие 90-е, и предшествовал группам следующей волны, упростившим музыку, но сохранившим стилистические особенности и ставшим в итоге очень популярными, но уже в конце того, самого непростого для творческих людей, десятилетия.

Александр В. ВОЛКОВ
InRock, #3 (81), 2017, стр. 57-58